Общие сведения о холодильных витринах
Холодильные витрины являются одним из главных элементов любого продовольственного магазина и предназначаются для демонстрации, временного хранения и реализации большого разнообразия товаров покупателям.
Данные установки это основа в формировании “лица” торгового предприятия и украшение любого магазина. На сегодняшний день, они являются, пожалуй, единственным видом холодильного оборудования, которое обеспечивает одновременно и кратковременное хранение и демонстрацию товара.
По свидетельству специалистов, доля подобной техники в торговых залах занимает примерно 70-80%. Соответственно, на них приходится и львиная доля объемов продаж, особенно в среднетемпературном объеме (90 %).
Пока в России доминирует форма торговли “через прилавок”, холодильные витрины служат той баррикадой, которая одновременно и разделяет, и связывает покупателя и продавца. Цель первого - увидеть и выбрать нужный ему продукт, задача второго - показать побольше товаров и сохранить их получше до момента продажи.
Холодильные витрины: выбираем вместе
Выбор оптимального оборудования необходимо начинать с ответов на следующие вопросы:
-
для чего вам необходима та или иная установка, т.е. какой товар вы будете выкладывать, как лучше представлять данную продукцию, каким образом будет осуществляться хранение товара и его отпуск?
-
на какой период времени покупается оборудование? планируются ли изменения в расстановке оборудования в будущем?
-
каким образом и кем будет осуществляться обслуживание?
Ответы на эти вопросы очень помогут вам подобрать наиболее оптимальное решение. Правильный выбор холодильного оборудования зависит от конструктивных особенностей и его функций. Следует обратить внимание на следующие важные моменты:
Температурный режим холодильных витрин
В зависимости от температурного режима принято различать следующие виды: среднетемпературные (от 0 до +7°С), низкотемпературные (-7°С) и универсальные (от +7°С до -7°С).
При возможности стоит отдавать предпочтение универсальным витринам с возможностью плавного регулирования температуры в заданном диапазоне. Владелец может устанавливать необходимую температуру в камере, в зависимости от условий хранения продукта. Кроме того существуют открытые витрины, рыбные, а так же специальные кондитерские установки.
Какой холод будет применяться?
Оборудование делится на 2 вида:
1) со встроенным холодом (холодильный агрегат находится внутри)
2) под выносной холод (холодильный агрегат располагается на достаточно большом удалении от оборудования, как правило, в подсобных помещениях магазина).
Холодильные витрины со встроенным холодом – оборудование, характерное для магазинов с малой (максимум до 100 м.кв.) торговой площадью. Они обладают целым рядом недостатков:
-
выделение тепла от холодильного агрегата в торговый зал;
-
относительно высокий уровень шума;
-
высокий уровень энергопотребления на единицу охлаждаемого объема;
-
относительно небольшой ресурс;
-
относительно малая полезная емкость и площадь экспозиции;
-
невозможность использования без кондиционирования воздуха в торговом зале.
Именно наличие тепловыделения ограничивает применение установок со встроенным холодом. Большие торговые площади требуют большого количества холодильных витрин, следовательно, растет суммарное тепловыделение от торгового холодильного оборудования, следовательно, требуются очень мощные кондиционеры для компенсации выделяемого тепла.
Всех вышеперечисленных недостатков лишено торговое холодильное оборудование под выносной холод.
Полностью отсутствует выделение тепла в торговом зале, наоборот, имеет место поглощение тепла, следовательно, не нужны кондиционеры. Относительно невысок уровень шума, ведь основной его источник (компрессор) находится вне границ торгового зала. Энергопотребление агрегатов с выносным холодом меньше на 30-50%, чем у «встройки», а срок службы в 2 раза больше.
Естественно, за все эти достоинства надо платить. Стоимость торгового холодильного оборудования под выносной холод плюс стоимость выносных агрегатов заметно выше стоимости «встройки». Однако, высокая стоимость оборудования за 2-3 года компенсируется значительно меньшими расходами на электроэнергию. А если посчитать стоимость единицы охлаждаемого объема или квадратного метра полезной выкладки, то разница цен между «встройкой» и «выносом» не превысит 10-15%.
В сегменте встроенного холода, как правило, функциональные параметры и широта модельного ряда примерно одинаковая у всех производителей. Разница в цене достигается за счет использования более дешевых материалов, что сказывается на внешнем виде холодильника и их износоустойчивости, а соответственно, сроке службы.
В выносном холоде, кроме качества используемых материалов, существует разница в конструкции холодильного оборудования (наличия ряда упрощений, иногда негативно отражающихся на работе оборудования), а также есть отличия в широте модельного ряда, что делает невозможным решения ряда задач в специфике реализации Вашего товара.
Компрессор холодильной витрины
Компрессор – это агрегат, который обеспечивает бесперебойную работу холодильной установки, иногда даже при отсутствии кондиционеров в помещении в жаркое время года, что является просто критической ситуацией.
Среди агрегатов, используемых в продукции отечественных и европейских производителей, наиболее популярными являются агрегаты Danfoss, Aspera и Electrolux. Их уровень по мнению специалистов, примерно одинаков. Это немаловажно, поскольку при замене агрегата не приходится подыскивать компрессор конкретной марки, поскольку все они взаимозаменяемы.
Ширина выкладки холодильной витрины
Более широкие агрегаты выигрывают у узких за счет возможности выкладки большего количества товаров. Едва ли нужно объяснять, что чем больше ширина выкладки, тем быстрее это оборудование окупится. Это принципиально, если учесть, что стоимость техники с широкой и узкой выкладкой примерно одинакова.
Правда, магазиностроители зачастую останавливают выбор на менее выгодном варианте — с узкой выкладкой, боясь, что широкий экземпляр будет просто не внести в дверь. Специалисты же утверждают, что эти опасения зачастую напрасны, поскольку существует масса хитростей, позволяющих поставить широкий вариант в торговом зале магазина.
Другие важные параметры витрин
Тип охлаждения
Какой тип охлаждения выбрать: статический или динамический?
Отличие в том, что при статическом охлаждении холод подаётся в одном направлении и распределяется по всему внутреннему объёму естественным образом, так сказать самостоятельно, а при динамическом (вентилируемом) способе охлаждения, техника дополнительно оборудована вентилятором и он (вентилятор) нагнетает и разгоняет охлаждённый воздух по внутреннему полезному объёму.
Этот метод охлаждения более прогрессивный, и наличие дополнительного вентилятора незначительно увеличивает стоимость конструкции, но в некоторых случаях он создаёт и неудобства. Например, так называемый эффект «нелёта». Охлаждённый воздух, циркулирующий под напором, например, над колбасными изделиями, покрывает их нежелательной корочкой. В любом случае предварительно переговорите со специалистом.
Марка хладагента
Холодильный агент (хладагент) — рабочее вещество холодильной витрины, которое при кипении и в процессе изотермического расширения отнимает теплоту от агрегата и затем после сжатия передаёт её охлаждающей среде за счёт конденсации (воде, воздуху и т. п.).
Насколько принципиальна марка хладагента, на котором работает компрессор? Некоторое время назад предпочтительнее был R22, поскольку в регионах этот тип был более доступен, чем более экологичный R404. Сегодня ситуация изменилась, и для пользователя холодильного оборудования не составляет труда приобрести любой. Применение R22, конечно же, удешевляет обслуживание оборудования по причине более низкой стоимости, но при аккуратной эксплуатации вопрос его замены, как правило, встает очень редко.
Тип оттаивания
Выбирая между ручной и автоматической оттайкой, покупателю холодильной витрины стоит учесть, что первый вариант позволит сэкономить. Однако небрежность персонала, который зачастую забывает вовремя оттаивать наросшую «шубу», зачастую выливается в нарушение температурного режима и более быстрый износ компрессора.