- портал холодильного оборудования России и СНГ

История морозильных бонет

12.02.2012 / просмотров: 1626

Чуть более ста лет назад американской «Дженерал Электрик» был произведен первый промышленный холодильник для торговли. С этих пор, точнее, с 1911 года можно начинать отсчет истории холодильного оборудования. Совершенствованием и разработкой промышленных холодильников занимались компании многих стран.

Первоначальная деревянная конструкция с пробковой термоизоляцией была очень громоздкой – рабочий объем агрегатов составлял едва четверть от габаритных размеров. Уже к 30-м годам прошлого века были выпущены десятки тысяч холодильников, организовано множество предприятий по их производству во всем мире. Морозильные бонеты как вид оборудования пока не появились.

Этапы совершенствования холодильников

История морозильных бонетВначале в качестве хладагента во всех агрегатах использовался ядовитый аммиак или хлорметил, стенки холодильника были очень толстыми – 140-150мм. Но несколько технологических решений позволили изменить ситуацию:

  • в качестве корпуса стали применять герметичный металлический шкаф;
  • термоизолирующим материалом стала минеральная вата;
  • революционным прорывом стало применение фреона, который впервые синтезировали в Америке, в качестве хладагента;

С этого момента началось бурное развитие холодильной промышленности.

Появление отечественных агрегатов

Первый холодильник был разработан в СССР в конце тридцатых годов и запущен в производство на Харьковском тракторном заводе в 1939 году (модель называлась ХТЗ-120). С 1951 года появляются знаменитые «ЗИЛ» и «Саратов». В это же время в Йошкар-Оле начинается выпуск прототипа современных морозильных бонет – знаменитой модели передвижного холодильного прилавка ПХН-1-0,28П. Производителем незаменимого для уличной реализации мороженого устройства стало АНПО «Марихолодмаш». Использовалось устройство с сухим льдом или со встроенным агрегатом, работающим от сети напряжением 380 В.

Прилавок в разных модификациях служил десятки лет, вплоть до девяностых годов прошлого века, будучи очень надежным и качественным. Подобное оборудование в разных странах называют по-разному. Поляки – ящиками, в Италии это витрины для продуктов (фризеры), во Франции, которая считается родоначальником данных устройств – бонетами. В России используются два названия – лари и бонеты. Правда, в отличие от морозильных ларей, бонетами считается исключительно торгово-экспозиционные холодильные приборы.

Новая жизнь морозильных бонет

С распадом СССР и развитием рыночной экономики набрала популярность торговля импортным мороженым. Старые прилавки ПХН для этой цели не годились – слишком громоздкие и не приспособлены к сети 220 В, а выпуск однофазных прилавков освоить не успели. И в Россию хлынули приборы европейских производителей – из Италии, Дании или Польши. Сначала устройства снабжались глухими крышками, но постепенно появлялись их новые модификации.

Кроме мороженого отечественный рынок заполонили импортные полуфабрикаты. Для их демонстрации недостаточно было простого прилавка. Тем более требовалась объемная внутренняя емкость для временного хранения товарного запаса. Так появились морозильные бонеты со стеклянными витринными крышками. На тот момент собственного производства подобного промышленного оборудования в стране не было – пришлось довольствоваться исключительно импортными приборами.

Преимущества оборудования

Дольше всего служили и лучше всего проявили в процессе работы устройства с минимумом сложной электроники. В ларях электроники минимум, это очень простые приборы. Для подключения отечественного оборудования, обеспечивающего промышленный холод в пределах 18-24 градусов мороза, требовались пуско-наладочные работы, определяемые ГОСТом и проводящимися только специалистами. В данной связи импортные морозильные бонеты имели ряд преимуществ:

  1. Они по сложности относятся к бытовой технике, не требующей наличия специалиста для подключения – достаточно вставить в розетку штепсель – и прибор готов к эксплуатации.
  2. Эффективное совмещение нескольких функций в одном приборе - морозильные бонеты обеспечивают не только экспозицию товара, как витрина, но и служат для его хранения, как холодильный шкаф. Тем более что товарный запас, размещенный в бонетах, существенно выше, чем в витринах того же объема.
  3. Благодаря стабильному и равномерно распределяемому охлаждению в бонетах, продукты здесь хранятся значительно дольше, чем в витринах.
  4. Главным преимуществом этих агрегатов, по сравнению с холодильными витринами, стала стоимость. Бонеты реализовывались по цене в два-три раза более низкой, чем аналогичные по внутреннему объему и экспозиционной поверхности витрины.

История морозильных бонет (2)В начале нового столетия стали бурно развиваться крупные магазины самообслуживания – супермаркеты и гипермаркеты. Морозильные бонеты становятся незаменимым элементом оформления торговых залов. Они вновь видоизменяют свою конструкцию, приобретая прозрачные стенки для удобства клиентов. Теперь современные модели позволяют даже на расстоянии рассмотреть выложенную внутри продукцию, приобретаю дополнительные надстройки для демонстрации сопутствующих товаров.

Многие отечественные производители освоили или возобновили производство морозильных бонет (в частности, «Марихолодмаш»), которые используют проверенные зарубежные комплектующие. Несмотря на это, продолжается стабильный рост реализации продукции производителей со всего мира, а на рынке профессионального холодильного оборудования наблюдается дефицит приборов.

Современные морозильные бонеты – это оригинальные привлекательные конструкции, оснащенные надежными компрессорами и отличной термоизоляцией, имеющие внутренний полезный объем от 150 до 650 литров. Они оснащаются разнообразным дополнительным оборудованием – от корзин, поддонов и роликов для перемещения, до оригинальной подсветки. Управляющей электроники и рекламных табло. Компании-производители предлагают клиентом дополнительные аксессуары – зонтики и бамперы, светоотражающие элементы и термометры, возможность заказать индивидуальную конструкцию прибора.