Рынок холодильного оборудования начал складываться еще в начале 90-х годов и с тех пор продолжает динамично развиваться. Естественно, что за это время было как снижение спроса на холодильное оборудование, связанное с экономическим кризисом 2008-2009 годов, так и отыгрывание своих позиций в условиях благоприятной экономической ситуации в 2010г. В целом можно говорить о том, что даже во время кризиса существовала потенциальная потребность (в виде отложенного спроса) в качественной технике, которая стимулировала многие компании-производители к внедрению новых технологий.
Современная ситуация, сложившаяся на рынке холодильного оборудования
В настоящее время ситуация на рынке характеризуется превышением потенциальных предложений над платежеспособным спросом. Такое положение вещей стимулирует здоровую конкуренцию между основными игроками рынка, производящими как коммерческий, так и промышленный холод. Все это приводит к тому, что отечественным производителям все сложнее составлять конкуренцию товарам импортного производства. По мнению экспертов, отечественное холодильное оборудование выигрывает только за счет более низкой стоимости, в то время как уровень сервиса и качества немного уступает зарубежным аналогам.
С экономически выгодной точки зрения можно сказать, что наиболее выгодной для потребителей и поставщиков ситуацией является та, при которой сборка импортных изделий проводится на нашей территории. Вместе с тем, что российская сборка отличается достойным уровнем качества, у производителей есть возможность в значительной степени снизить транспортные расходы и таможенные пошлины, а у покупателей – приобрести необходимую технику по более низкой стоимости в ускоренные сроки.
Что касается доли продаж холодильного оборудования в зависимости от вида используемого газа, то более 90% продаж занимает продукция с фреоном. Причем производители при изготовлении агрегатов в основном используют только безопасные и экологически чистые марки фреонов. Доля изделий с аммиаком составляет буквально 5-7%, с углекислотой – 2%, с пропаном – 0,1%. Такие показатели связаны с тем, что именно установки, работающие на фреоне, в основном реализуются в коммерческом секторе рынка и их продажи в несколько десятков раз выше продаж других установок, эксплуатирующихся в большей степени в промышленном секторе.
Вместе с тем, если рассматривать общую ситуацию, то реальное наличие на рынке технике, работающей на фреоне и аммиаке, приблизительно одинаковое.
Тенденции спроса
Если рассматривать основные тенденции спроса, то согласно многим исследованиям к основным потребителям холодильного оборудования стоит отнести пищевые комбинаты, сети супермаркетов, пивзаводы и т.д. Перспективы развития рынка напрямую связаны с дальнейшим развитием крупных и средних предприятий перерабатывающей и пищевой промышленности, а также сферы торговли. Одним из наиболее привлекательных сегментов рынка является модернизация существующих и изготовление новых холодильных камер и складов, это связано с высокой степенью изношенности существующих складских помещений, которые по большей части работают на аммиаке и расположены на территориях хладокомбинатов.
На современном рынке можно выделить две основные товарные группы: коммерческий (около 40% рынка) и промышленный холод (примерно 60%).
К коммерческому холоду относятся системы центрального холодоснабжения для торговых предприятий, торговое холодильное оборудование, установки для технологических процессов в системе общественного питания, небольшие камеры. К промышленным установкам можно отнести технику для сопровождения различных производственных процессов, машины для хранения продуктов питания при средних и низких температурах на складах, установки для технологического кондиционирования производственных цехов и коммерческой недвижимости.
Несмотря на то, что в настоящее время на рынке преобладает промышленное оборудование, сегмент коммерческого холода развивается более быстрыми темпами, примерно 35% против 25% соответственно.
Основные производители
Среди основных российских предприятий, выпускающих холодильное оборудование из отечественных комплектующих можно выделить: «Марихолодмаш», Черкасский завод машиностроения, «Холодмаш», «Прогресс» и некоторые другие. Среди техники импортного производства лидирующие позиции занимают итальянские производители Costan и Arneg, Elcold (Дания), Helkama (Финляндия). По оценкам покупателей данные компании предлагают наиболее качественные товары.
Также в десятку наиболее известных производителей относятся Koxka (Испания), Linde (Германия) и финская компания Norpe. Крупнейшими дилерами на российском рынке холодильной техники являются компании «Кифато», «Гольфстрим», «Марихолодмаш», «Брендфорд», «Полаир», «Ариада», «Полюс», «Айсберг», «Cryspi», «Protek», «Микрон».
Большинство ведущих российских производителей и их коллег из ближнего зарубежья целенаправленно улучшают качество и дизайн производимого холодильного оборудования. На данном этапе планка изготовления установок и качество выполнения узлов и элементов ТХО (боковин, столешниц, фурнитуры, поддонов, стекол, решеток испарителей, профилей, технологических емкостей и т.д.) практически преодолела уровень дизайна техники польского производства.
Отечественные дизайнеры и конструкторы успешно улавливают новейшие тенденции в области моды на холодильное оборудование и разрабатывают стильную и солидную продукцию. На сегодняшний день основные отечественные лидеры рынка занимают промежуточную нишу между итальянской и польской техникой.