- портал холодильного оборудования России и СНГ

Маркетинговый обзор рынка холодильного оборудования

28.03.2012 / просмотров: 2951

Рынок холодильного оборудования начал складываться еще в начале 90-х годов и с тех пор продолжает динамично развиваться. Естественно, что за это время было как снижение спроса на холодильное оборудование, связанное с экономическим кризисом 2008-2009 годов, так и отыгрывание своих позиций в условиях благоприятной экономической ситуации в 2010г. В целом можно говорить о том, что даже во время кризиса существовала потенциальная потребность (в виде отложенного спроса) в качественной технике, которая стимулировала многие компании-производители к внедрению новых технологий.

Современная ситуация, сложившаяся  на рынке холодильного оборудования

Маркетинговый обзор рынка холодильного оборудованияВ настоящее время ситуация на рынке характеризуется превышением потенциальных предложений над платежеспособным спросом. Такое положение вещей стимулирует здоровую конкуренцию между основными игроками рынка, производящими как коммерческий, так и промышленный холод. Все это приводит к тому, что отечественным производителям все сложнее составлять конкуренцию товарам импортного производства. По мнению экспертов, отечественное холодильное оборудование выигрывает только за счет более низкой стоимости, в то время как уровень сервиса и качества немного уступает зарубежным аналогам.

С экономически выгодной точки зрения можно сказать, что наиболее выгодной для потребителей и поставщиков ситуацией является та, при которой сборка импортных изделий проводится на нашей территории.  Вместе с тем, что российская сборка отличается достойным уровнем качества, у производителей есть возможность в значительной степени снизить транспортные расходы и таможенные пошлины, а у покупателей – приобрести необходимую технику по более низкой стоимости в ускоренные сроки.

Что касается доли продаж холодильного оборудования в зависимости от вида используемого газа, то более 90% продаж занимает продукция с фреоном. Причем производители  при изготовлении агрегатов в основном используют только безопасные и экологически чистые марки фреонов. Доля изделий с аммиаком составляет буквально 5-7%, с углекислотой – 2%, с пропаном – 0,1%. Такие показатели связаны с тем, что именно установки, работающие на фреоне, в основном реализуются в коммерческом секторе рынка и их продажи в несколько десятков раз выше продаж других установок, эксплуатирующихся в большей степени в промышленном секторе.

Вместе с тем, если рассматривать общую ситуацию, то реальное наличие на рынке технике, работающей на фреоне и аммиаке, приблизительно одинаковое.

Тенденции спроса

Если рассматривать основные тенденции спроса, то согласно многим исследованиям к основным потребителям холодильного оборудования стоит отнести пищевые комбинаты, сети супермаркетов, пивзаводы и т.д. Перспективы развития рынка напрямую связаны с дальнейшим развитием крупных и средних предприятий перерабатывающей и пищевой промышленности, а также сферы торговли. Одним из наиболее привлекательных сегментов рынка является модернизация существующих и изготовление новых холодильных камер и складов, это связано с высокой степенью изношенности существующих складских помещений, которые по большей части работают на аммиаке и расположены на территориях хладокомбинатов.

На современном рынке можно выделить две основные товарные группы: коммерческий (около 40% рынка) и промышленный холод (примерно 60%).

Маркетинговый обзор рынка холодильного оборудованияК коммерческому холоду относятся системы центрального холодоснабжения для торговых предприятий, торговое холодильное оборудование,  установки для технологических процессов в системе общественного питания, небольшие камеры. К промышленным установкам можно отнести технику для сопровождения различных производственных процессов, машины для хранения продуктов питания при средних и низких температурах на складах, установки для технологического кондиционирования производственных цехов и коммерческой недвижимости.

Несмотря на то, что в настоящее время на рынке преобладает промышленное оборудование, сегмент коммерческого холода развивается более быстрыми темпами, примерно 35% против 25% соответственно.

Основные производители

Среди основных российских предприятий, выпускающих холодильное оборудование из отечественных комплектующих можно выделить: «Марихолодмаш», Черкасский завод машиностроения, «Холодмаш», «Прогресс» и некоторые другие. Среди техники импортного производства лидирующие позиции занимают итальянские производители Costan и Arneg, Elcold (Дания), Helkama (Финляндия). По оценкам покупателей данные компании предлагают наиболее качественные товары.

Также в десятку наиболее известных производителей относятся Koxka (Испания), Linde (Германия) и финская компания Norpe. Крупнейшими дилерами на российском рынке холодильной техники являются компании «Кифато», «Гольфстрим», «Марихолодмаш», «Брендфорд», «Полаир», «Ариада», «Полюс», «Айсберг», «Cryspi», «Protek», «Микрон».

Большинство ведущих российских производителей и их коллег из ближнего зарубежья целенаправленно улучшают качество и дизайн производимого холодильного оборудования. На данном этапе планка изготовления установок и качество выполнения узлов и элементов ТХО (боковин, столешниц, фурнитуры, поддонов, стекол, решеток испарителей, профилей, технологических емкостей и т.д.) практически преодолела уровень дизайна техники польского производства.

Отечественные дизайнеры и конструкторы успешно улавливают новейшие тенденции в области моды на холодильное оборудование и разрабатывают стильную и солидную продукцию. На сегодняшний день основные отечественные лидеры рынка занимают промежуточную нишу между итальянской и польской техникой.