Довольно большой сегмент на рынке торговой техники занимают холодильные горки. Стабильное и целенаправленное развитие торговых предприятий, в том числе и дискаунтеров в российских условиях значительно увеличило спрос потребителей на данное оборудование и одновременно с этим сформировало ряд определенных требований к его качеству.
Классификация холодильных горок
По оценкам экспертов, основной объем продаж продуктовых магазинов формата «самообслуживание» по кулинарии, фасованной гастрономии и молочным продуктам приходится на холодильные горки, которые имеют большую загрузочную способность при довольно небольшой занимаемой площади и экспозиционную площадь. Помимо этого, данное оборудование востребовано и в продуктовых магазинах, работающих через прилавок. Вертикальная выкладка товара дает возможность представить большой ассортимент продукции в расчете на один метр погонный и обеспечивает оптимальную доступность товара для покупателей.
Все модели горок, представленные на рынке классифицируются в зависимости от размещения холодильного агрегата (встроенный или с возможностью подключения к выносной системе холодообеспечения), от характерных температурных режимов и габаритных размеров и т.д.
В производственной программе большинства западноевропейских производителей данного оборудования, как правило, представлена довольно большая номенклатура типоразмеров и моделей холодильных горок под «выносной холод». Для охлаждаемых стеллажей со встроенным холодильным агрегатом такой обширный ассортимент не характерен по целому ряду причин.
Во-первых, вместимость изделий ограничивается их небольшими размерами и специфическими конструктивными особенностями, например, ограничением экспозиционного пространства по высоте, т.к. нижнюю часть корпуса примерно на 400мм занимает встроенный агрегат. Во-вторых, использование данных установок в торговых залах выступает источником избыточного тепла и повышенного шума.
Чаще всего такие агрегаты находят применение лишь в небольших магазинах и универсамах, осуществляющих реализацию продуктов через прилавок. Именно поэтому большинство фирм-производителей предлагает лишь ограниченный модельный ряд стеллажей.
Что касается температурных режимов, то сегодня на рынке представлены холодильные горки для хранения и реализации гастрономии и молочной продукции, обеспечивающие температуру +2…+4С, модели для выкладки охлажденных мясопродуктов с температурным режимом -1…+1C, и стеллажи для овощей и фруктов с температурой хранения +4…+6С.
Габаритные размеры агрегатов, выпускаемых зарубежными компаниями, варьируются в пределах 700…1050мм – и более глубина, 1900…2300 – высота, 300…515 и более – глубина навесных полок. Среди новинок на рынке представлены полувертикальные модели с характерной высотой 1500…1700мм. Причем существует предположение, что именно они могут приобрести особую популярность.
Направления развития
Развитие холодильных горок происходит соответственно возрастающим потребностям рынка. Специалисты стремятся совершенствовать существующие и создавать новые модели с большей вместимостью. Основные изменения касаются как прочности, конструкции и дизайна, то к эргономике оборудования, в частности удобства эксплуатации и технического обслуживания. В первую очередь это касается усиления основных несущих элементов конструкции, так как именно на нижнее подполочное пространство (поддон) происходит выкладка ящиков и коробок с товаром. Для этих целей глубину полки увеличили до 600мм, что увеличило возможную максимальную нагрузку до 210кг/м.кв на обычную полку и до 320 кг/м.кв. на нижнюю часть.
В качестве альтернативы под молочную продукцию был разработан вариант «контейнер», который предполагает возможность откидывания вверх переднего бортика агрегата, под который закатывается поддон с блочной упаковкой или стандартный контейнер. Еще одним экономным решением выступает «пост-контейнер», когда упаковки с товаром задвигаются с задней стороны охлаждаемых стеллажей непосредственно из подсобных (складских) помещений.
Что касается дизайна, то здесь наметились тенденции, когда функциональность приносится в жертву оригинальности. Некоторые производители в своем стремлении выделиться забывают о такой немаловажной вещи как эргономичность. Например, на рынке была представлена модель, выкладка товара на которой осуществлялась «лесенкой» - верхняя полка имела размер около 300мм, нижняя – 500мм, а длина базы около 800мм. Общий вид дополняли стеклянные боковины. Несомненно, данное оборудование выглядит весьма эффектно, но одновременно с этим объем выкладки товара снизился на 25%; не стало возможности организовать воздушную завесу; для женщин, детей и низкорослых людей товар с верхних полок стал труднодоступным.
Из положительных изменений необходимо отметить появление дополнительной подсветки полок, размещения рекламной информации (брендирования), возможность окрашивания в любой оттенок, усовершенствованные электрические щиты и оригинальные конструкции сливных сифонов, применение энергосберегающих вентиляторов, усиление навесных полок и многое другое.
Крупнейшие производители
На рынке представлены холодильные горки отечественного и импортного производства. Причем необходимо отметить, что в данной категории, российские компании и фирмы ближнего зарубежья предлагают огромный выбор, весьма конкурентоспособной продукции.
У потребителей в первую очередь востребовано оборудование таких торговых марок как Арнег, Магма, Брэндфорд, Ариада, Kifato, Cryspi, Гольфстрим, Айсберг, FROS-TROL (Испания), Linde (Германия) и ряд других производителей. Отличительной чертой данных горок является технические характеристики, соответствующие высоким европейским стандартам, современный дизайн, экономичное энергопотребление и т.д.