Характерным явлением для столицы и других крупных городов в регионах становится процесс развития торговых сетей, это касается и небольших торговых павильонов и крупных гипер- и супермаркетов. Высокие темпы развития данных и других форм торговли, обеспечивают постоянный спрос на качественное холодильное оборудование.
Повышенный интерес потребителей наблюдается к морозильным ларям, которые заняли прочную нишу на рынке. Это объясняется целым рядом факторов. Данные установки отлично вписались к разнообразным условиям отечественной торговли. За счет довольно большой площади для хранения продуктов питания и одновременно небольших габаритных размеров, данные агрегаты имеют обширную область эксплуатации, обеспечивая при этом такие функции как хранение и демонстрация. Помимо этого, стоимость оборудования на порядок ниже по сравнению с другими видами низкотемпературной техники (например, морозильных витрин), а диапазон отрицательных температур гораздо шире.
Общая ситуация на рынке морозильных ларей.
На рынке холодильного оборудования присутствует широкий ассортимент морозильных ларей, представленных зарубежными и отечественными производителями. Такое разнообразие может достаточно полно удовлетворить основные потребности российской сферы торговли, несмотря на то, что сфера применения данного оборудования постоянно расширяется. Потребность в нем усиливается и за счет увеличения ассортимента замороженных овощей, ягод, мороженного и полуфабрикатов. Если раньше данные продукты, в основном, были импортного производства, то теперь соотношение предложений объемов отечественной и зарубежной свежезамороженной продукции не только сравнялось, но по некоторым позициям наши товары превысили объемы импорта в несколько раз.
В целом на сегодняшний день в модельный ряд входят десятки модификаций агрегатов различных объемов (от 100 до 700л) и габаритных размеров. Самое большое количество предложений приходится на оборудование объемом от 200 до 500л. Повышенный спрос на данные модели объясняется развитием уличной и выездной торговли, где наибольшим спросом пользуются модели на 200-250л, а также сетей продовольственных магазинов.
Если рассматривать внешние отличия, то наряду со стандартными ларями, которые чаще всего изготавливаются из металла в белом цвете, появились изделия и в цветном исполнении, например, ярко окрашенные морозильные лари Derby с наклонными гнутыми и прямыми стеклами. Все новинки, попадающие на рынок, отличаются улучшенным дизайном, в том числе объемным, эргономичностью, применением новейших конструкционных материалов, пластиковой отделкой и рядом других дополнительных аксессуаров.
Что касается температурного режима, то и здесь наблюдается расширение температурного диапазона. Сегодня можно приобрести технику с низким холодом до -45С или среднетемпературные изделия, работающие в диапазоне до +10С.
Такое разнообразие предлагаемого оборудования и большое количество фирм-продавцов, откладывают свой отпечаток и формируют довольно большой разброс цен, который может достигать более 15%, что, учитывая стоимость морозильных ларей, может составить довольно крупную сумму. Специалисты отмечают, что постепенно может произойти нивелирование цен, и максимальный разброс будет составлять не более 2-5%.
Морозильные лари зарубежного производства
На российском рынке холодильного оборудования представлены практически все зарубежные производители морозильных ларей. Среди наиболее популярных у потребителей марок стоит отметить датские компании Caravell, Derby, Elcold, Gram, Vestfrost, и польскую фирму Agros. Также можно найти продукцию итальянских, шведских, турецких, португальских и др. компаний.
Все производители предлагают высококачественную продукцию на протяжении долгого времени. Одновременно с хорошо зарекомендовавшими себя моделями, на рынок выводятся новые усовершенствованные агрегаты. Современные модели разрабатываются с учетом основных тенденций в дизайне оборудования в сторону сглаженных, мягких форм и увеличения полезного внутреннего объема.
Лари отечественного производства
Рынок морозильных ларей давно занят европейскими производителями и отечественной продукции было довольно трудно занять свою нишу и это притом, что стоимость оборудования изначально была ниже зарубежных аналогов. Рассматривая наиболее известных производителей, которые смогли не только пробиться, но закрепиться на рынке, нужно отметить ЗАО "Ока Фрост" (торговая марка Frostor), Красноярский завод «Бирюса», Орский механический завод, ЗАО «Интертехника», и лари производства «Марихолодмаш». В целом можно сказать, что на рынок стремятся попасть не только крупные производители техники, но и более мелкие.
Сегодня данные предприятия наладили выпуск различных модификаций ларей, включая изделия с глухими и стеклянными крышками. Все оборудование собирается на самом современном российском и импортном оборудовании. При производстве используются импортные комплектующие – французские компрессоры L^UNITI HERMETQUE, ELECTROLUX и т.д.
Большинство предприятий изначально ориентировалось на продукцию лучших зарубежных производителей, что положительно сказалось на качестве выпускаемой техники. На всех производственных этапах вводится компьютерный учет качества и проводится предварительный «прогон» изделий. Если в морозильных ларях изменяется комплектация или конструкция, прежде чем войти в серию они подвергаются лабораторным испытаниям. Анализ активных продаж показал, что количество неремонтопригодных отказов сведено к нулю, а общее количество претензий покупателей составляет около 1%.
В окончании хотелось бы сказать, что по оценкам экспертов ожидается и дальнейшее развитие данного сегмента рынка, и расширение ассортиментного ряда морозильных ларей.