Большинство торговых предприятий стараются заинтересовать наибольшее число клиентов, хотят представить товар в лучшем свете - чтобы был красивый внешний вид, а также сохранить свежесть продукта в течение длительного времени, особенно это касается лета. Для этого они используют холодильное оборудование. И, конечно, всех интересует какой из видов оборудования для этого подойдет наилучшим образом, какую выбрать фирму-производителя холодильной техники, и какую цену заплатить.
Показатель цены и качества является определяющим для покупателей холодильного оборудования. Практикуется и перекупка агрегатов (бывших в эксплуатации) у фирмы, которая берет на себя обязанности обслуживать данное оборудование.
Для представления продуктов в лучшем виде, а также для продления хранения скоропортящихся продуктов и разнообразных прохладительных напитков в торговых залах применяют различные виды холодильного оборудования с большим диапазоном цен на них (дорогие и подешевле), а также разных странами-производителями (сделанные в России или зарубежом).
Дорогостоящие модели этой техники можно отличить смелым дизайном, легкостью в использовании, отделкой различными видами дорогих и интересных материалов, наиболее ужесточенные требования и рекомендации по продлению свежести продукта.
Торговое холодильное оборудование в зависимости от методов эксплуатации можно разделить на несколько видов: холодильные витрины, стеллажи (холодильные горки, регалы), шкафы разного предназначения - для охлаждения и заморозки, морозильные бонеты, специализированные холодильные установки (например, для морепродуктов - их необходимо хранить на льду), морозильные лари, генераторы, образующие лед, шкафы для хранения вин с функцией охлаждения, камеры для охлаждения и заморозки, которые можно собирать и разбирать.
Учитывая температуру объема, который необходимо охладить, холодильное оборудование можно разделить на оборудование со средней температурой (более 0°С) и низкой (менее 0°С). Также со средней температурой охлаждения может работать в различных промежутках температур, смотря для каких товаров оно используется. Ниже приведены некоторые из этих промежутков температур и примеры для каких продуктов они могут быть использованы.
Диапазон +14...+16°С - наилучшим образом помогает сохранить свежесть шоколада, а так же других видов кондитерских изделий, в которых есть шоколад. Иностранные компании выпускают специальные холодильные устойства для хранения шоколада. Но у российских торговых предприятий такой вид агрегатов не популярен и покупают его немногие. Таким образом, нарушают условия хранения шоколада (его хранят либо в холодильных установках, либо совсем без них), вследствие чего теряются его физические свойства (либо он слишком мягкий, либо очень жесткий).
Диапазон +4...+1°С - самый благоприятный для сохранения в свежем виде фруктов и овощей, а так же кондитерских изделий. Для этого предназначены специальные витрины (для кондитерских изделий) и горки (для овощей и фруктов). Для большей экспозиционной площади они оборудованы специальными полочками. Такое оборудование делают различной длины (1-5 метров). специализированные витрины под кондитерские изделия встречаются часто, а вот фрукты и овощи в основном хранят без использования какого либо холодильного оборудования, тем самым, уменьшая сроки хранения.
Диапазон +2...+7°С - самый популярный вид режимов работы торговых холодильных агрегатов. Этот диапазон температур помогает сохранить свежесть рыбным, мясным продуктам (гастрономии), а так же молочной продукции.
Диапазон -1...+1°С - наилучший вариант для хранения в свежем виде мяса и рыбы. В этой среде эти продукты не замораживаются, сохраняя качество и продлевая сроки хранения.
Существуют специальные холодильные установки для мороженого – морозильные лари, выбор их в наше время очень большой. Различные виды створок из стекла (раздвижные, наклонные, изогнутые), помогают наилучшим образом представить весь ассортимент покупателю. Для рекламы комплект дополняют лайт-боксами с указанием марки производителя.
Все перечисленные виды холодильного оборудования включают в себя две основные части - отдел для демонстрации продукции (там расположен испаритель) и холодильный агрегат.
Главная часть каждой установки - это холодильный агрегат. Различают установки с встроенным и вынесенным агрегатом, имеющие различные способы подачи холода в камеру, которую необходимо охладить.
Вторая основная часть - это испаритель. Он представляет собой теплообменник. В нем хладагент при температурах от -24 до -35°С кипит, образуя холод и охлаждая воздух в камере. Хорошая работа холодильного агрегата и сохранение необходимых условий (температуры) в первую очередь зависят от качества и характеристик самого испарителя. Российские компании по производству холодильного оборудования используют испарители зарубежных фирм (в основном итальянских). Они отличаются сравнительно небольшой ценой, отличным качеством и хорошими техническими характеристиками.
Еще одна важная часть - это блок управления ("мозг" холодильной системы). Он электронный (микропроцессорный). На сегодняшний день блок управления входит в комплект почти каждой холодильной установки. Современные системы управления имеют около 40 программ, которые держат под контролем все параметры для хорошей работы агрегата (сохранение постояной нужной температуры, автоматические оттайка и защита компрессора и др.).